Терра
Advertisement

Тропосфе́ра (др.-греч. τρόπος «поворот, изменение» + σφαῖρα «шар») — нижний, наиболее изученный слой атмосферы, высотой в полярных областях 8—10 км, в умеренных широтах до 10—12 км, на экваторе — 16—18 км.

Строение атмосферы

Строение атмосферы

Благодаря своим свойствам, приповерхностные слои тропосферы высотой до нескольких десятков метров являются основной средой обитания многих живых организмов: растений, животных и человека.

Термин «тропосфера», как обозначение нижней части земной атмосферы, возник в 1908 году благодаря французскому метеорологу Леону Тейсерену де Бору.

Составляющие элементы[]

Слой тропосферы, непосредственно прилегающий к земной поверхности, называется пограничным слоем атмосферы. Его толщина варьируется от нескольких сотен метров до двух-трёх километров. Эта часть тропосферы находится под постоянным воздействием условий текущего состояния земной поверхности. Над пограничным слоем атмосферы расположена так называемая свободная атмосфера, на которую термическое и аэродинамическое влияние подстилающего ландшафта обычно пренебрежимо мало. Однако, в экваториальных районах влияние земной поверхности может простираться на всю толщу тропосферы.

Часть тропосферы, в пределах которой на земной поверхности возможно зарождение ледников, называется хионосфера.

Свойства тропосферы[]

Тропосфера неоднородна в вертикальном направлении вдоль земной поверхности. Ее электрические параметры меняются при изменении метеорологических условий. В тропосфере происходит рефракция радиоволн, поэтому распространение земных радиоволн зависит от состояния тропосферы. Тропосфера обуславливает распространение тропосферных радиоволн, которое связано с рассеянием и отражением радиоволн от неоднородностей тропосферы.

Средняя по планете температура в нижних слоях тропосферы (на поверхности Земли) составляет примерно 15°, а в верхней части тропосферы она снижается до —63°. При подъёме в тропосфере на 100 метров давление воздуха падает примерно на 10 миллибар, а температура понижается в среднем на 0,65 градуса. Верхний слой тропосферы, в котором снижение температуры с высотой прекращается, называют тропопаузой.

В тропосфере сосредоточено более 80 % всей массы всех атмосферных газов, включая практически весь атмосферный водяной пар и большую часть атмосферных примесей. В тропосфере сильно развиты турбулентность и конвекция, возникают облака, формируются и атмосферные фронты, благодаря так называемой бароклинной неустойчивости развиваются циклоны и антициклоны, а также другие процессы, определяющие погоду и климат.Происходящие в тропосфере процессы обусловлены, прежде всего, конвекцией.

В тропосфере часто встречаются так называемые температурные инверсии, которые могут наблюдаться как в приземном слое, так и в свободной атмосфере.

Следующий, расположенный выше тропосферы, слой атмосферы называется стратосфера.

Advertisement