Терра
Advertisement
Синий
Blue
HEX 004DFF
RGB¹ (r, g, b) (0, 77, 255)
CMYK (c, m, y, k) (100, 77, 0, 0)
HSV² (h, s, v) (222°, 100%, 100%)
1.
2.
Нормализовано к [0—255] Нормализовано к [0—100]
Синий, индиго
Blue
HEX 4B00FF
RGB¹ (r, g, b) (75, 0, 255)
CMYK (c, m, y, k) (71, 100, 0, 0)
HSV² (h, s, v) (258°, 100%, 100%)
1.
2.
Нормализовано к [0—255]
Нормализовано к [0—100]
Синий, один из 3-х основных цветов системы RGB
Blue
HEX 0000FF
RGB¹ (r, g, b) (0, 0, 255)
CMYK (c, m, y, k) (100, 100, 0, 0)
HSV² (h, s, v) (240°, 100%, 100%)
1.
2.
Нормализовано к [0—255]
Нормализовано к [0—100]

Синий — наименование группы цветов. Спектральный синий цвет ощущается человеком под действием электромагнитного излучения с длинами волн в диапазоне 440—485 нм[1][2][3][4][5] (иногда диапазон указывают шире — 420—490 нм). Один из основных цветов в системе КЗС (RGB).

Природные красители, пигменты и другие эталоны[]

Цвет неба кажется синим вследствие рэлеевского рассеивания солнечного света. Вода в толстом слое кажется синей из-за наличия в её спектре поглощения полосы с максимумом, расположенным около 750 нм. В то же время тяжёлая вода бесцветна, поскольку максимум аналогичной полосы поглощения сдвинут в длинноволновую сторону и находится вблизи 950 нм.

Растения и животные[]

Centaurea cyanus flowers

Василёк синий

  • Василёк синий (лат. Centauréa cyánus)
  • Голубая сиалия
  • Блестящий расписной малюр
  • Гиацинтовый ара

Минералы[]

  • Азурит
  • Лазурит (в переводе с персидского: синий камень)[6]
  • Медный купорос
  • Сапфир

Красители[]

Zaffiro tagliato

Огранённый синий сапфир

  • Азур
  • Азурит
  • Берлинская лазурь
  • Индиго
  • Кобальтовый синий
  • Ляпис-лазурь
  • Ультрамарин
  • Фталоцианин меди
  • Вайда красильная (лат. Ísatis tinctória)

Другие природные эталоны[]

  • Эмиссионный спектр ионов меди

Синие пищевые красители[]

  • Индигокармин (E132)

Названия оттенков[]

  • Бирюзовый — от светло-зелёного с голубизной до голубовато-синего; цвет минералов бирюза и хризоколла.
  • Вайдовый — синий. Вайда красильная — растение, листья которого дают тёмно-синюю окраску. Вайда использовалась вместо индиго[7][8].
  • Васильковый цвет — ярко-синий[9], насыщенно-голубой, цвет васильков.
  • Голубой цвет — светло-синий.
  • Индиго (кубовый) — тёмно-синий c оттенком фиолетового.
  • Кобальтовый — насыщенный (глубокий) тёмно-синий[9][10].
  • Королевский синий — ярко-синий, насыщенная лазурь.
  • Лабрадоровый — цвет лабрадора, полевого шпата с красивым синим отливом[11].
  • Лазурь — светло-синий/голубой[9].
  • Лунный — бледно-синеватый.
  • Маренго (цвет) — тёмно-серо-синий, цвет тёмной морской волны.
  • Моревый — цвета моря.
  • Морской.
  • Парижская синь — ярко-синий.
  • Персидская синь — темно-бледно-синий, по персидким коврам и отделке интерьеров.
  • Таусинный — тёмно-синий. От слова «павлин». Есть варианты: тагашинный, тагашовый. Тусинная пестрядь — ткань на крестьянские рубашки, основа синяя, уток красный или бурый, бумажный[11].
  • Тёмно-бирюзовый — тёмный сине-зелёный, тёмный бирюзовый.
  • Ультрамариновый — ярко-синий[9]
  • Фиолетовый цвет — синий с красноватым оттенком[9].
  • Шмальтовый — от названия краски, которую делали из толчёного синего стекла (смальты)[12].
  • Циан, цвет морской волны — сине-зелёный.
  • Электрик — голубой, синий с серым отливом[9].

В культуре[]

Pleiades large

«Синие звёзды» (Плеяды)

Традиционно синий цвет ассоциировался с морем (ср. ультрамарин, от лат. marinus «морской»):

Жил старик со своею старухой у самого синего моря.

Пушкин А. С., «Сказка о рыбаке и рыбке», 1833

Также в русском языке синий может ассоциироваться с холодом и далью. Отсюда связь синего с инеем, ночным небом, звёздами и даже ночью (Взвейтесь кострами, синие ночи, 1922).

Синий синий иней лёг на провода,
В небе тёмно-синем синяя звезда.

ВИА «Поющие гитары», 1969

Ю. М. Лотман утверждал, что в древнерусском языке синий мог быть синонимом как чёрного, так и багрово-красного[13].

Лермонтов полагал, что горы Кавказа также имеют синий оттенок[14].

Символичен синий в творчестве Сергея Есенина: «синь», «синий» буквально пронзает его произведения о России:

Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты — в ризах образа…
Не видать конца и края —
Только синь сосёт глаза.

Сергей Есенин, «Гой ты, Русь, моя родная», 1914

Синий май. Заревая теплынь.
Не прозвякнет кольцо у калитки.
Липким запахом веет полынь.
Спит черёмуха в белой накидке.

Сергей Есенин, «Синий май. Заревая теплынь…», 1925

Даниил Андреев в «Розе мира» (1958) называет синий цвет символом «Мировой Женственности», которая особым образом выражается в католицизме (культ девы Марии)[15].

Автор Владимир Мигуля в популярном шлягере «Трава у дома» (1983) называет космос «ледяной синевой».

В русском языке от синего цвета производны слова для обозначения предметов и явлений, которые ныне с синим цветом не ассоциируются: синица (в её оперении присутствуют чёрный, жёлтый и белый цвета) или синяк (в диапазоне от лилово-красного до жёлто-зелёного).

В детской литературе синий стал легко запоминающимся символом знаменитого стихотворения Агнии Барто:

Синенькая юбочка,
Ленточка в косе.
Кто не знает Любочку?
Любу знают все.

Агния Барто, «Любочка»

Национальным цветом Италии является так называемый савойский синий.

В речи, выражения[]

  • Синенькая — бытовое название русских бумажных денег достоинством 5 рублей; имели синеватый цвет.
    • Синюха — то же, что и синенькая: денежный знак в императорской России достоинством 5 рублей.
  • Синетный — окрашенный в синюю краску.
  • Синеются — являться синим. Всё полнее синеет от васильков. Горы издали синеются.
  • Синьки — васильки.
  • Синенькие — баклажаны.
  • Синявый — с синим отливом.
  • Синие воротнички — промышленные рабочие.
    • Синеблузые — новояз В. В. Маяковского; обращение к рабочему классу в «Левом марше».
  • Синий вагон — железнодорожный вагон 1-го класса в царской России. Был синего цвета:
Вагоны шли привычной линией,Подрагивали и скрипели;Молчали жёлтые и синие;В зелёных плакали и пели.
Александр Блок. «На железной дороге», 1910
  • Синим-синёшенек, синёхонёк со двора пришёл — сильно замёрзший человек.
  • Синя-пороха во рту не было — натощак.
  • Синь порох — самая малость, мельчайшая частичка; «порох» в данном контексте — мелкая пыль, а цвет «синий» значит «тёмный».
  • Синий чулок — насмешливое прозвище дам педантных, лишённых женственности:
Что хорошего быть синим чулком. Синий чулок… Чёрт знает что! Не женщина и не мужчина, а так серёдка на половине, ни то, ни сё.
А. П. Чехов. «Розовый чулок», 1886
  • Синька — жаргонное название крепких алкогольных напитков;
    • синий — человек в состоянии тяжёлого алкогольного опьянения.

Призыв к осторожности[]

  • Синий цвет на железнодорожных светофорах запрещает маневрирующему составу производство манёвров. Для поезда, следующего по станции без манёвров, синий огонь маневрового светофора сигнального значения не имеет.

Психология восприятия[]

Ряд экспериментов показал, что использование фонарей синего цвета приводит к снижению уровня преступности. Так, в японском городе Нара, установили синие фонари в наиболее криминогенных районах города и на железнодорожной станции. В результате уровень преступности в этих районах снизился на 9 %, а на железнодорожной станции за два года не было ни одного самоубийства[16].

Синий оттенок других цветов[]

В русском языке для обозначения цветов, в которых в различной степени присутствует синий оттенок, используются сложные слова с первой составной частью иссиня-[17]:235, сине-, синевато-. Например, иссиня-чёрный, сине-фиолетовый[18]:385.

Синяя краска[]

«Королевский цвет». Синие природные красители принадлежат к наиболее редким, поэтому они особенно высоко ценились. Практически единственным природным минеральным синим пигментом была ляпис-лазурь, растительным — Индигофера красильная из Индии, а драгоценным камнем — сапфир. В Средние века был синтезирован ультрамарин, а из Америки привезено дешёвое натуральное индиго из Indigofera suffruticosa. Только в конце XIX века, после появления анилиновых красителей, живописная палитра обогатилась несколькими синими красителями, однако большинство из них были мало устойчивы к выцветанию. Один из анилиновых красителей — фуксин, который давал синевато-красный оттенок.

Символика[]

  • В христианстве (иконопись) синий цвет символизирует духовность[19] и Богоматерь[20]. Также синим изображается гиматий Иисуса Христа, что выражает его божественность и мудрость[21]. Синий цвет — символ тайны, Святого Духа. Присутствует в большинстве икон. Синий в иконе часто сочетается с красным. Вместе они составляют единство противоположностей и символизируют милость, истину, красоту, земное и небесное[22].
  • В лютеранстве синий цвет считается литургическим цветом адвента[23].
  • В исламе синий цвет — это цвет мистического созерцания[24]. Ср. Синий Коран.
  • В иудаизме синий цвет был представлен в ритуальном облачении Талит.
  • В буддийской живописи синий цвет связан с востоком. Синим изображается будда Акшобхья[25].
  • В индуизме синий цвет — это цвет Кришны[26].
  • Традиционное иносказательное название Монголии — «страна синего неба» (Шаблон:Lang-mn).
  • В древнем Египте синий использовался для обозначения правды.
  • Синий — цвет Зевса (Юпитера) и Геры (Юноны).
  • «Синий платочек» — песня времён Великой Отечественной войны.
  • Синий воротничок — атрибут рабочего в противовес белому воротничку.
  • Синий цвет присутствует в составе различных государственных флагов: Великобритании, Израиля, Нидерландов, России, США, Франции, Швеции и т. д.
  • Африканскую народность туарегов называют «синими людьми»[27].
  • 6 августа 1693 года, во время плавания Петра I на 12-пушечной яхте «Святой Пётр» в Белом море с отрядом военных кораблей, построенных в Архангельске, был поднят в качестве штандарта так называемый «Флаг царя Московского» — полотнище, состоящее из трёх горизонтальных полос белого, синего и красного цветов, с золотым двуглавым орлом посередине. Трёхполосный флаг использовался на военных кораблях до 1712 года. Потом в качестве военно-морского флага был утверждён уже Андреевский флаг белого цвета с синим «андреевским» крестом.
  • В царской России синего цвета была гимназическая одежда у мальчиков из дворянских семей и форменная одежда учителей в гимназиях[22].
  • На дорожных знаках стран — участниц Венской конвенции о дорожных знаках и сигналах синий цвет преимущественно используется в качестве фона для предписывающих знаков, указателей, информационных знаков, знаков сервиса и знаков особых предписаний.
  • Синим цветом (в противовес красному) обозначают краны и трубы с холодной водой.

Переводы[]

Русским словом синий часто передаются иностранные слова (bleu, blue), которые также могут иметь значение голубого. Например, Blue Ridge Mountains обычно переводится как Голубой хребет.

  • «Три цвета: Синий» (фр. Trois Couleurs: Bleu) — художественный фильм Кшиштофа Кесьлёвского. Первая часть трилогии «Три цвета».
  • «Синяя борода» (фр. La Barbe bleue) — сказка Шарля Перро «Рауль, рыцарь Синяя борода», опубликованная в 1697 г. Сказка сформулировала крылатое выражение, означающее ревнивого мужа, крайне жестоко обращающегося с женой. Несмотря на французское происхождение, это выражение вполне прижилось и в русском народе.
  • Синий всадник (нем. Der Blaue Reiter) — объединение немецких экспрессионистов.
  • Синяя гвардия (Плава гарда).
  • Синий крест (Blue Cross) — ветеринарное общество.
  • «Синий лёд» (англ. Blue Ice) — фильм 1992 года.
  • Синие маги — персонажи Толкина.
  • «Синяя птица» (фр. L'Oiseau bleu) — произведение Метерлинка. Это название стало именем нарицательным, обозначающим недостижимую цель.
  • Синий чулок (англ. bluestocking) по отношению к учёной даме восходит к XV веку — когда в Венеции собиралось общество мужчин и женщин, занимающихся изучением наук, синие чулки были их отличительным атрибутом одежды. Этот обычай был позаимствован парижскими интеллектуалами в 1590-х годах. Сам термин возник в Англии в 1750 годах.
  • Синий экран смерти (англ. Blue Screen of Death) — название сообщения о критическом сбое в операционных системах Microsoft Windows.
  • «Синий цвет» (груз. ცისა ფერს, ლურჯსა ფერს) — стихотворение Николая Бараташвили.
  • Синяя Орда — Кок Орда (каз. Көк Орда)
  • Японское слово 青い (аои) обозначает весь сине-зелёный спектр, но часто переводится на русский как «синий» или «голубой», за исключением сигнала светофора.

Примечания[]

  1. +Артюшин Л. Ф.
    −{{{2}}}
    Цвет // Физическая энциклопедия : [в 5 т.] / Гл. ред. А. М. Прохоров. — М.: Большая российская энциклопедия, 1999. — Т. 5: Стробоскопические приборы — Яркость. — С. 419. — 692 с. — 20 000 экз. — ISBN 5-85270-101-7.
  2. +Артюшин Л. Ф.
    −{{{2}}}
    Основы воспроизведения цвета в фотографии, кино и полиграфии, с илл. — Москва: «Искусство», 1970. — 548 с.
  3. +Гуревич М. М.
    −{{{2}}}
    Цвет и его измерение. — Москва - Ленинград: Акад. наук СССР, 1950. — 268 с.
    Архивная копия от 10 сентября 2018 на Wayback Machine
  4. +Джадд Д., Вышецки Г.
    −{{{2}}}
    Цвет в науке и технике, пер. с англ. / Под ред. д. т. н., проф. П.Ф. Артюшина. — Москва: «Мир», 1978. — 592 с.
  5. +Ивенс Р. - М.
    −{{{2}}}
    Введение в теорию цвета, пер. с англ., с илл. — Москва: «Мир», 1965. — 446 с. — ISBN 978-5-458-24263-9.
  6. Лазурит — минерал тёмно-синего цвета
  7. Русский цвет. // под ред. Якутина Ю. В. — М. Издательский дом «Экономическая газета», 2012. — С. 344 — ISBN 978-5-4319-0030-3
  8. Пастуро, Мишель. Синий. История цвета. — М.: НЛО, 2015.
  9. 9,0 9,1 9,2 9,3 9,4 9,5 Словарь цветов и цветовых оттенков
  10. В центре внимания кобальтовый цвет
  11. 11,0 11,1 Русский цвет. С. 344
  12. Русский цвет. М.: Издательский Дом «Экономическая газета», 2011. С. 479—481
  13. Лотман Ю. Структура художественного текста
  14. Синие горы Кавказа, приветствую вас!
  15. Книга III. Структура Шаданакара. Миры восходящего ряда
  16. +Бен Парр
    −{{{2}}}
    Ловушка для внимания: Как вызвать и удержать интерес к идее, проекту или продукту = Captivology. The Science of Capturing People’s Attention. — М.: Альпина Паблишер, 2015. — 276 с. — ISBN 978-5-9614-4988-4.
  17. +Ожегов С. И.
    −{{{2}}}
    Словарь русского языка. — 10-е изд. — М.: Советская Энциклопедия, 1973.
  18. Орфографический словарь русского языка / Под ред. С.Г.Бархударова, И. Ф. Протченко, Л. И. Скворцова. — 15-е изд. — М.: Русский язык, 1978.
  19. Значение цвета в иконописи. Дата обращения: 7 июня 2014. Архивировано из оригинала 14 июля 2014 года.
  20. Цвет в иконе
  21. Символика света и цвета в русской иконописи
  22. 22,0 22,1 Русский цвет. — С. 354—360
  23. СЛОВАРЬ ЛИТУРГИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ. Дата обращения: 7 июня 2014. Архивировано из оригинала 14 июля 2014 года.
  24. Цветовая символика ислама
  25. Танки. Коллекция — Ковалева И. Г. Часть II.
  26. Цвет тела Кришны
  27. Туареги. Синие люди пустыни

Литература[]

  • Пастуро, Мишель. Синий. История цвета. — Перевод с французского Н. Кулиш. — М.: Новое литературное обозрение, 2015. 144 с. ISBN 978-5-4448-0506-0
  • Русский цвет. // под ред. Якутина Ю. В. — М., Издательский дом «Экономическая газета», 2012. — С. 299—362 — ISBN 978-5-4319-0030-3

Ссылки[]

Advertisement