Терра
Advertisement
Геохронологическая шкала млн
лет
назад
Эон Эра Период 0
Фанерозой Кайнозой Четвертичный период 2,58
Неогеновый период 23
Палеогеновый период 66
Мезозой Меловой период 145
Юрский период 201
Триасовый период 252
Палеозой Пермский период 299
Каменноугольный период 359
Девонский период 419
Силурийский период 444
Ордовикский период 485
Кембрийский период 539
Докембрий Протерозой Неопротерозой Эдиакарий 635
Криогений 720
Тоний 1000
Мезопротерозой Стенийский период 1200
Эктазийский период 1400
Калимийский период 1600
Палеопротерозой Статерийский период 1800
Орозирийский период 2050
Рясий 2300
Сидерий 2500
Архей Неоархей 2800
Мезоархей 3200
Палеоархей 3600
Эоархей 4000
Катархей 4567
Источник

Сиде́рий (от др.-греч. σίδηρος — железо) — геологический период, часть палеопротерозоя. Продолжался от 2,5 до 2,3 миллиарда лет назад. Датировка чисто хронологическая, не основана на стратиграфии[1]. Данный период знаменит двумя важными событиями: Кислородной катастрофой и Гуронским оледенением.

Кислородная катастрофа[]

Из-за развития микроорганизмов, которые осуществляли фотосинтез, атмосфера Земли стала насыщаться кислородом ещё в архейскую эру и в конце последнего периода архея — неоархея — состояние атмосферы уже было крайне губительным для многих живых организмов. Большая часть организмов, существовавших до палеопротерозоя, не использовали кислород в качестве основы жизнедеятельности, более того, кислород был для них смертельно опасным и ядовитым. На рубеже архея и палеопротерозоя создались условия, которые были для них губительными, — кислород стал доминировать над метаном, углекислым газом, сероводородом и аммиаком. Из-за кардинального изменения состава атмосферы большинство живых организмов погибли, уступив место бактериям и водорослям, которые выделяли кислород при фотосинтезе.

На начало этого периода приходится пик проявления полосчатых железистых кварцитов. Железосодержащие породы формировались в условиях, когда анаэробные водоросли производили отработанный кислород, который, смешиваясь с железом, образовывал магнетит (Fe3O4, оксид железа). Этот процесс вычищал железо из океанов. В конечном итоге, когда океаны прекратили поглощать кислород, процесс привёл к образованию насыщенной кислородом атмосферы, которую мы имеем на сегодняшний день.

Гуронское оледенение[]

Гуронское оледенение началось в сидерии 2,4 млрд лет назад, длилось на протяжении 300 миллионов лет, закончилось в конце следующего периода, Рясия, 2,1 млрд лет назад. Оледенение произошло вследствие всё той же кислородной катастрофы. Фотосинтезирующие организмы изменили буквально весь облик планеты. Ранее в атмосфере присутствовал метан, который создавал парниковый эффект на планете, поэтому на поверхности Земли всегда было тепло или даже очень жарко. Из-за того что метан не выпускал тепло от Земли в окружающий космос, тепло не рассеивалось, а оставалось в атмосфере. После того как в атмосферу поступило много кислорода, он соединился с метаном, в результате чего последний превратился в углекислый газ и воду. Парниковый эффект заметно ослаб, что вызвало похолодание и первое оледенение, которое называют Гуронским оледенением. Лёд покрыл практически всю планету. Этот эффект называют «Земля-снежок».

Примечания[]

  1. International Chronostratigraphic Chart (англ.). International Commission on Stratigraphy (2014-10). Дата обращения: 25 декабря 2014. Архивировано 24 декабря 2014 года.

Литература[]

  • +Иорданский Н. Н.
    −{{{2}}}
    Развитие жизни на земле. — М.: Просвещение, 1981.
  • +Короновский Н.В., Хаин В.Е., Ясаманов Н.А.
    −{{{2}}}
    Историческая геология : Учебник. — М.: Академия, 2006.
  • +Ушаков С.А., Ясаманов Н.А.
    −{{{2}}}
    Дрейф материков и климаты Земли. — М.: Мысль, 1984.
  • +Ясаманов Н.А.
    −{{{2}}}
    Древние климаты Земли. — Л.: Гидрометеоиздат, 1985.
  • +Ясаманов Н.А.
    −{{{2}}}
    Популярная палеогеография. — М.: Мысль, 1985.
Advertisement