Терра
Advertisement

Породообразующие минералы — минералы, входящие в качестве постоянных существенных компонентов в состав горных пород.

Наибольшее значение имеют силикаты (75 % массы земной коры). Для каждой группы пород — магматических, метаморфических и осадочных — характерны свои ассоциации породообразующих минералов.

Для верхней мантии породообразующие минералы: оливин, плагиоклаз, шпинель, гранаты, пироксены, амфиболы, полиморфы кварца.

Наиболее распространённые минералы земной коры (каждой генетической группе пород свойственны свои породообразующие минералы):

  • для магматических пород характерны: кварц, полевые шпаты, слюды и др.
  • для осадочных пород характерны: кальцит, доломит, глинистые минералы и др.
  • для метаморфических пород характерны: кварц, полевые шпаты, хлориты, пироксены, амфиболы, гранат, слюды и др.
Содержание самых распространённых породообразующих минералов в земной коре
Минерал Содержание об. %
Плагиоклаз 42
Калиевый полевой шпат 22
Кварц 18
Амфиболы 5
Пироксены 4
Биотит 4
Магнетит, Ильменит 2
Оливин 1,5
Апатит 0,5

Средневзвешенный состав Земной коры — андезитовый. Основные минералы коры: полевой шпат, кварц, слюды, кальцит, амфиболы, пироксены. Средний состав мантии — ультраосновный. Основные минералы мантии: оливин (Mg,Fe)2SiO4, ромбический пироксен, моноклинный пироксен, гранат.

Литература[]

  • Лодочников В. Н. Главнейшие породообразующие минералы. М.: «Недра», 1974. 248 с.

Ссылки[]

Породообразующие минералы // Большая советская энциклопедия : [в 66 т.] / гл. ред. О. Ю. Шмидт. — +1-е изд.
−{{{2}}}
 — М. : Советская энциклопедия, 1926—1947. — (Большая советская энциклопедия]] : [в 66 т.] / ).

Advertisement