Терра
Advertisement
Государственная защитная лесополоса Белая Калитва — Пенза

Участок полезащитной полосы Белая Калитва — Пенза

Защи́тные леса́  — лесные насаждения, предназначенные для защиты различных объектов от нежелательных природных (например атмосферных осадков, ветров, лавин[1]) или антропогенных воздействий[2][3]. В отличие от относящихся к ним защитных лесных насаждений могут иметь как искусственное, так и естественное происхождение. Определённые защитные функции выполняют все леса, но среди них выделяют те, для которых эти функции являются главными. Социальное и экологическое значение этих лесов превосходит их хозяйственно-экономическую ценность[3].

Защитные леса выделяют в виде отдельных массивов, зон или полос. К ним относятся полезащитные и противоэрозионные, защитные лесные полосы, ленточные боры, колки и балочные леса[3]. Участки лесов вдоль транспортных путей и водных объектов, на склонах оврагов, опушки лесов и некоторые другие являются защитными участками лесов[2]. Лесохозяйственные мероприятия здесь производятся в соответствии с запланированным режимом, омоложение насаждений производится с использованием выборочных рубок не нарушающих общую лесную обстановку. Коммерческие рубки деревьев, не достигших возраста естественного разрушения, исключаются практически полностью[3].

Функции[]

Как и все остальные леса, защитные леса накапливают органическое вещество, снабжают кислородом атмосферу Земли, смягчают климат, регулируют водосток, способствуют сохранению биоразнообразия, являются местом отдыха. В большей степени их средообразующие, водоохранные, санитарные функции заключаются в защите от разрушения и загрязнения почв, водоёмов, и других природных объектов, они также обеспечивают сохранность и возможность использования антропогенных сооружений и сельскохозяйственных угодий[2][3].

Водоохранные леса предохраняют водотоки и водоёмы от заиления и сохраняют их берега. Вдоль берегов особо выделяют места, защищающие нереста ценных рыб[3].

Санитарно-гигиенические и оздоровительные леса произрастают в городах и других населённых пунктах, вокруг них и промышленных предприятий, в зонах санитарной охраны источников водоснабжения и курортов[3].

Территории[]

Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН в 2010 году произвела оценку мирового состояния защитных лесов, к которым были отнесены леса, основной функцией которых является защита природных объектов, прежде всего почв и вод, и к которым не были отнесены леса, основной функцией которых является защита биоразнообразия, например заповедники и заказники. В мировом масштабе к защитным лесам отнесено около 330 млн га, что составляет примерно 8 % всех лесов[1].

С 1990 по 2010 год территория защитных лесов увеличилась на 59 млн га, в основном за счёт крупномасштабных лесопосадок для защиты от опустынивания в Китае. В России за это время площадь защитных лесов увеличилась с 59 до 70 млн га[1].

Страны с наибольшей территорией защитных лесов (на 2010 год)[1]
Страна Площадь защитных лесов (млн га)
Россия 71,436
Китай 60,48
Бразилия 42,574
Индонезия 22,667
Япония 17,506
Индия 10,703
Лаос 9,074
Мозамбик 8,667
Венесуэла 7,915
Вьетнам 5,131
Прочие 73,014

Примечания[]

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 +FAO
    −{{{2}}}
    Chapter. Protective functions of forest resources // Global Forest Resources Assessment 2010. — 2010.
  2. 2,0 2,1 2,2 Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 1111: attempt to index field 'wikibase' (a nil value). Защитные леса / Л. П. Рысин // Железное дерево — Излучение. — М. : Большая российская энциклопедия, 2008. — С. 310. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Осипов, Юрий Сергеевич (математик) ; 2004—2017, т. 10). — ISBN 978-5-85270-341-5.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 Защитные леса // Лесная энциклопедия / Гл. редактор Г. И. Воробьёв. — М.: Советская энциклопедия, 1986. — Т. 1. — 563 с. — 100 000 экз.
Advertisement