Терра
Advertisement

Гидросфе́ра (от др.-греч. гидро «вода» + сфера «шар») — водная оболочка Земли.

Круговорот воды в природе

Её принято делить на Мировой океан, континентальные поверхностные воды и ледники, а также подземные воды.

Строение и состав[]

Вода на Земле

Вода на Земле

  • Общий объём воды на планете — около 1,39 млрд км.
  • Масса гидросферы — примерно 1,46·1021 кг. Это в 275 раз больше массы атмосферы, но лишь 1/4000 от массы всей планеты.

Бо́льшая часть воды сосредоточена в океане, намного меньше — в ледниках, континентальных водоёмах и подземных водах. Солёные океанические воды составляют 96,4 % объёма гидросферы, воды ледников — 1,86 %, подземные воды — 1,68 %, а поверхностные воды суши — немногим более 0,02 %. Объём пресной воды 2,5 % −35 млн км³, извлекаемая 0,3 % −4,2 млн км³.

Океаны покрывают около 71 % земной поверхности. Средняя их глубина составляет 3800 м, а максимальная (Марианская впадина в Тихом океане) — 10 994 метра.Океаническую кору слагают осадочный и базальтовый слои. В водах Мирового океана растворены соли (в среднем 3,5 %) и ряд газов. В частности, верхний слой океана содержит 140 трлн тонн углекислого газа и 8 трлн тонн кислорода.

Поверхностные континентальные воды занимают лишь малую долю в общей массе гидросферы, но тем не менее играют важнейшую роль в жизни наземной биосферы, являясь основным источником водоснабжения, орошения и обводнения. Сверх того эта часть гидросферы находится в постоянном взаимодействии с атмосферой и земной корой.

Воду, которая находится в твёрдом состоянии (в виде ледников, снежного покрова и в вечной мерзлоте), объединяют под названием криосферы.

Состав и объем гидросферы:
Части гидросферы Объём, млн км3 %
Мировой океан 1370 93,9399
Подземные воды 64 4,3884
Ледники 24 1,6457
Озёра и водохранилища 0,280 0,0192
Почвы 0,085 0,0058
Атмосферный пар 0,014 0,0010
Реки 0,001 0,0001
Вся гидросфера 1458,38 100

Связи[]

Переходы воды из одних частей гидросферы в другие составляют сложный круговорот воды на Земле.

Гидросфера перекрывается с биосферой по всей своей толще, но наибольшая плотность живого вещества приходится на поверхностные прогреваемые и освещаемые Солнцем слои, а также прибрежные зоны.

Принято считать, что именно в гидросфере зародилась жизнь на Земле. Лишь в начале палеозойской эры начался постепенный выход животных и растений на сушу.

Advertisement